Родился в селе Свищевка, на Тамбовщине. Отец его умер, когда Василию было всего шесть недель от роду. Мать с двумя детьми на руках вышла замуж за вдовца, у которого было трое своих ребятишек. Потом появились на свет еще трое. Жили бедно. Когда в начале 30-х семья решила перебраться в Астрахань, не хватило денег на два детских билета. Пришлось Василию, которому тогда было одиннадцать, и его тринадцатилетнему сводному брату остаться в деревне и почти год мыкаться одним, без всяких средств к существованию. Жили в землянке. Чтобы не умереть с голоду, собирали на полях и ели мерзлую картошку. Василий рисовал игральные карты и выменивал их на продукты, писал плакаты в сельсовете. Выжили чудом. Потом их забрали в Астрахань. Там Василий закончил семилетку и поступил в 1938 году в Астраханское художественное училище. Но через три года учебу пришлось прервать.
В начале 1941 года его призвали на флот и направили в Объединенную Школу Каспийской Военно-Морской Флотилии. Началась война. В 1942-ом Беликов - краснофлотец на канонерской лодке “Бакинский рабочий” на Каспии. Побывал под обстрелами и бомбежками - враг рвался к каспийской нефти. А в 1943 году он уже воевал под Новороссийском в составе 369-го батальона морской пехоты. В дальнейшем, до конца войны, служил в частях СНиС (служба наблюдения и связи) Волга - Черноморское побережье. После окончания войны продолжал службу на Черноморском флоте в гг. Николаев, Херсон, Одесса, Очаков. Награжден за войну медалями “За оборону Кавказа”, “За победу над Германией”.
В 1947 году, после демобилизации, Василий Беликов решил продолжить учебу, но к тому времени Астраханское училище было уже закрыто. Тогда он по совету приятеля приехал в Пензу и был принят на 3-й курс Художественного училища. Одним из его учителей был И.С.Горюшкин-Сорокопудов. После окончания училища Василий Матвеевич поступил на работу в Пензенское отделение Художественного Фонда и в дальнейшем, с 1955 по 1961 гг., был его директором. Много сил и здоровья вложил он в осуществление строительства нового здания Дома Художника в Пензе. А в сорок с небольшим он заболел туберкулёзом лёгких и вышел из строя на несколько лет. Именно тогда, скитаясь по госпиталям, клиникам, санаториям, он дал себе зарок: посвятить оставшуюся жизнь живописи, искусству. Победив болезнь, художник с утроенной страстью отдался творчеству. С годами его палитра становилась сдержаннее, глубже, монолитнее. И вот, с начала 70-х работы Беликова на выставках стали привлекать внимание зрителей и критики. Набрать форму ему помогли страстная любовь к искусству, упорный самоотверженный труд, а также ежегодные поездки на творческую дачу им. Репина, где ему посчастливилось встречаться с ведущими художниками страны. В 1975 году он был принят в Союз Художников СССР.
Василий Беликов с успехом писал и портреты, и натюрморты. Но главная его любовь в искусстве - это пейзаж. Писал он всегда с натуры. Работая очень много, художник не ставил перед собой задач по участию в выставках, организации персональных выставок, не «пробивал» себе звания и награды. Будучи, как он сам себя называл, «поздним» художником, Василий Матвеевич предпочитал заниматься творчеством и создавать всё новые картины и не тратил время, силы и нервы на «раскрутку» собственного имени. Поэтому трудно найти о нём записей в каталогах аукционных продаж. Многие из его работ никогда нигде не выставлялись и известны лишь самым близким людям художника.
Имя Василия Матвеевича Беликова включено в «Словарь русских и советских художников двадцатого века» (“A Dictionary of Twentieth Century Russian and Soviet Painters”), а также в «Мировой биографический словарь художников» ("World Biographical Dictionary of Artists"), издание Saur Verlag GmbH & Co, Redaktion AKL, Leipzig, Germany; том 8.
Художник также включен в состав книг "Художники Сурского края" (2011 г.) и "Пензенская художественная школа 1898-2014 от К.А.Савицкого до наших дней" (2013 г.).
В Едином Художественном Реестре В.М.Беликов имеет 4-ю категорию